Всегда ли собственнику нужна команда топ-менеджеров?

Чуть больше года тому назад я написал статью об отличиях команды от группы с точки зрения управления бизнесом.

В этой статье я хочу сузить тему и, вспоминая свой опыт работы в разных проектах, рассмотреть некоторые моменты взаимоотношений собственника и топ-команды.

Часть 1. Топ-команда, как иллюзия собственника

Один или несколько человек объединяют свои усилия и создают стартап. Стартап доказал свою состоятельность. Бизнес растет, собственники и сотрудники испытывают драйв от того, что все получается.

Вспоминаю слова одного предпринимателя, с которым я работал несколько лет. В разговоре он как-то сказал: «На начальной стадии мы хотели создать бутиковый бизнес, а он вдруг как попер». В итоге небольшой проект превратился в крупный бизнес.

На стадии роста каждый человек в компании включен в основные бизнес-процессы. Бизнес работает по принципу «все делают все».

С течением времени количество наемных сотрудников увеличивается, появляется формализованная функциональная структура и руководители подразделений.

Бизнес продолжает расти и у собственника возникает стойкое ощущение, что его ближайшее окружение и есть его команда

С течением времени пребывание в этой иллюзии может дорого обойтись собственнику.

Важно! Группы могут возникать стихийно, команды необходимо создавать!

Часть 2. Какие основные проблемы мешают созданию топ-команды?

Для возникновения группы достаточно наличия хотя бы одного формального признака, который позволит выделить часть людей.

Например, таким признаком является работа в одной компании, или в одном подразделении, или закрытый аккаунт в соцсетях. Признаки могут быть любыми. Главное – группы создаются быстро, иногда стихийно и не ограничены по численности.

С командами все гораздо труднее.

Команда

Ограниченная по численности совокупность людей, объединенных целями, ценностями, стратегией бизнеса, и обладающих взаимодополняющими компетенциями

Члены команды говорят на одном языке, их объединяют создаваемые смыслы. Что делаем, почему делаем, для кого делаем?

Очень важный выбор:
Что и почему мы не делаем?

Одно из ключевых условий, которое часто нарушается – численность. В теории численность команд не может превышать 15 человек. На практике я встречал ситуации, когда команда включала в себя 25-30 и иногда более человек. Это приводило к тому, что внутри этого коллектива создавались отдельные группы со своими четко обозначенными интересами.

Существует ряд расхождений, наличие которых серьезно затрудняет переход от группы к команде.

В операционной текучке эти расхождения трудно увидеть, потому что делать нужно быстро, а часто и «вчера». На скорости кажется, что разногласия носят рабочий характер, а они, на самом деле, носят глубинный смысловой характер.

Наличие этих разногласий не позволяет автоматически сформировать топ-команду.

Перечень некоторых расхождений:

  • Расхождение по Целям бизнеса
  • Расхождения по Видению бизнеса
  • Расхождения по Стратегии
  • Расхождения по Ценностям
  • Расхождение по Смыслам

Пример из опыта

Когда несколько людей начинают развивать бизнес, они априори считают, что создание успешного бизнеса и есть та цель, которая их объединяет. Они же собрались вместе ради того, чтобы построить успешный бизнес.

Вспоминаю одну компанию, в которой я работал директором по стратегическому развитию. Основной бизнес был очень успешным. Собственники планировали развивать новые бизнес-направления. Для обсуждения новой стратегии развития они решили провести сессию с участием менеджмента компании.

В ходе сессии выяснилось, что их представления об образе будущего бизнеса (Видение) существенно различаются.

Один собственник хотел, чтобы компания была крупной и заметной на рынке, а другой хотел, чтобы компания была маленькой и незаметной.

Любопытно, что они выяснили это на стратегической сессии, хотя вместе работали уже более 5-ти лет.

Единственное, что их объединяло, так это то, чтобы компания была прибыльной. В конце концов это и другие разногласия привели к тому, что они разделили бизнес и каждый пошел своей дорогой.

Топ-команду создавать трудно. В том числе потому, что кроме вышеизложенных причин (расхождения), есть еще одна.

Она заключается в том, что собственник редко может ответить на вопрос:

Для решения каких задач ему нужна топ-команда?
или
Какие важные для него задачи он не сможет решить без топ-команды?

Часть 3. Всегда ли собственнику нужна топ-команда?

На мой взгляд — не всегда.

  • Есть ситуации, когда достаточно группы
  • Собственник признанный лидер и пользуется непререкаемым авторитетом
  • Собственник погружен в бизнес и ему это нравится. Его бизнес становится его жизнью
  • Личных ресурсов собственника (знания, опыт, энергия) достаточно для развития бизнеса на существующей стадии

Создание топ-команды всегда инвестиционный процесс для собственника. Его вложения — финансы, его время, его силы и готовность изменяться.

Александр Тимошин

Прежде, чем принять решение о запуске проекта по созданию топ-команды, собственнику целесообразно ответить на ряд вопросов.

Вопросы:

  • Какие трудности он испытывает в связи с тем, что его топ-менеджеры работают как группа?
  • Какие личные цели перед ним стоят на ближайшие 2-3 года?
  • Каким он видит свой бизнес через 2-3 года?
  • Для решения каких задач ему нужна топ-команда?
  • Какая топ-команда ему нужна?

Размышления вокруг ответов на эти вопросы позволит собственнику более осознанно подойти к решению о создании топ-команды. И тогда его вложения в инвестиционный проект по созданию/развитию топ-команды окупятся с высокой вероятностью.

Александр Тимошин — Team-партнёр
e-mail: restart@teammotion.ru
тел.: +7 (499) 380-77-67

TeamMotion — Блог компании на vc.ru

Как вывести бизнес в устойчивый рост. Мысли для мыслящих.

Подписаться

Рекомендовано

Назад
Вперед
error: