Трудности при создании успешной бизнес-команды

Слово «команда» очень популярно в бизнесе.  Отчасти это связано с тем, что мы с удовольствием смотрим и восторгаемся игрой лучших команд в футболе, хоккее, волейболе, баскетболе и других игровых видах спорта. И, конечно, хотим иметь такие же команды в бизнесе. Сегодня в разных статьях, книгах и интервью упоминаются разные варианты  использования  слов «команда» и «командный подход»

Часто встречаются названия:

  • Команда прорыва
  • Команда роста
  • Команда изменений
  • Команда мечты

Такая частота использования слова «команда» приводит к выводу: построение команд, относительно легкая задача.

Однако в реальности дело обстоит совсем иначе. На основе проведенного опроса Институт Адизеса выделил несколько управленческих проблем. Две из них тесно связаны между собой.

Проблемы

  1. У компании нет четких стратегических целей.
  2. Постоянные конфликты в команде топ-менеджеров.

Вопрос:
Что может объяснить такое расхождение между реальным положением дел с формированием команд и частотой употреблении слова  «команда» в выступлениях руководителей?

Мой опыт работы с разными топ-командами показывает, что одной из главных причин является стремление группу назвать командой.

Одно из значимых отличий группы от команды – количество участников. Группа может быть достаточно большой, по численности нет серьезных ограничений.
Для команды есть. Предельная численность составляет по разным источникам от 10 до 15 человек. Я часто  сталкивался с ситуациями, когда командами называли группы численностью от 20 и более человек.

Между группами и командами существует огромная разница. Одно из отличий связано с процессом создания.

Группы создаются гораздо легко. Можно набрать новое подразделение, посадить их в одной комнате и можно считать, что группа уже образована. У этих людей есть критерии, которые отделяют их от других людей в компании.

Поэтому в реальных ситуациях слова «у нас есть команда» встречаются гораздо чаще, чем реальные команды.

Создание высокоэффективных команд требует серьезных усилий со стороны руководителя.

Старт формирования команды начинается с подбора тех, кто может войти в команду. С определения критериев на основании которых можно предполагать, что очередной кандидат может стать членом команды.

Вопрос.
Если создание команд требует серьезных усилий и вложений, то может быть стоит ограничиться в работе группами?

Каждый выбирает свой ответ на этот вопрос и действует в соответствии с ним.

Мой ответ на основе опыта работы с разными топ-командами. Да, вне всяких сомнений стоит.

Командный подход в работе – один из ключевых факторов, обеспечивающих   построение успешного бизнеса. В первую очередь,  создание командного подхода важно на высшем уровне управления бизнеса – топ-уровне.

До сих пор храню высказывание одного собственника  относительно игры сборной России по футболу, проигравшей очередной важный матч. Это было написано очень эмоционально, потому что он увидел параллели между сборной по футболу и командой топ-менеджеров в своей компании.

«Знаете почему наша сборная по футболу так бесславно сыграла? 
Они (наши звезды-футболисты) не знают гимн и не поют его, им чихать на флаг,  у них нет традиций, им плевать друг на друга, они встречаются только на площадке, им до фонаря их страна( вернее, она не их, они себя с ней мало ассоциируют) и (!!!) они играют исключительно за деньги — им не стыдно за любой результат, а заработают они раньше или позже в каком-либо ином месте/клубе, это они знают твердо. 

Так вот, это наша компания сегодня. И никакие звезды, и их успешные в других компаниях коллективы не сделают нас победителями счастливыми, богатыми и здоровыми. Мы все время будем жить с оглядкой и затыкать собой повсюду возникающие бреши, и уж точно не сможем масштабироваться, если мы не будем системно решать ровно такие же задачи, которые не были решены в нашей сборной по футболу с этим перекормленным чужеродным тренером.

Нам нужны объединяющие долгосрочные цели, культура и единомышленники-профессионалы …»

Прежде, чем заниматься созданием команды, необходимо дать определение этому слову.

Команда – это малочисленная группа людей с взаимодополняющими навыками, приверженными целям и стратегии их достижения. Члены команды разделяют основные ценности и несут коллективную ответственность за результаты работы.

Джон Катценбах, Дуглас Смит
Командный подход. Создание высокоэффективной организации.

Основные причины, затрудняющие создание команды из группы

  • Безразличие к результатам
  • Нетребовательность
  • Безответственность
  • Боязнь конфликта
  • Недоверие друг другу

«Пять пороков команды» — Патрик Ленсиони

Ответ на вопрос в заголовке статьи. Потому что только сорняки растут сами, а полезные растения нужно осознанно выращивать. Необходима постоянная деятельность по формированию командного подхода. Необходимы постоянные тренировки. 

Если взять в качестве примера спортивные команды, то у них есть тренировки и есть соревнования. В качестве тренировок для формирования топ-команд можно использовать командные сессии по совместному определению целей, стратегии развития, ценностей компании. В ходе обсуждения формируется согласованная позиция и приверженность сформулированным целям, ценностям и стратегии.

На это нужно время и силы.

В текучке на это времени не остается, поэтому чаще всего командами называют группы. Их создание существенно менее  затратно. Правда и эффективность их работы гораздо ниже  чем у команд.

Команда TeamMotion
e-mail: restart@teammotion.ru
тел.: +7 (499) 380-77-67

TeamMotion — Блог компании на vc.ru

Как вывести бизнес в устойчивый рост. Мысли для мыслящих.

Подписаться

Рекомендовано

Назад
Вперед
error: