6 причин по которым инвестор может отвернуться от вашего бизнес-плана

В последнее время мы обратили внимание, что запросы на разработку бизнес-плана значительно увеличились.

После общения с несколькими предпринимателями, которые хотели написать бизнес-план для поиска инвестора, хочу описать несколько факторов, которые будут влиять на решение инвестора.

В интернете много статей об ошибках, которые допускают при составлении бизнес-плана.

Я хочу остановиться на тех моментах, которые редко описывают. При они этом могут оказать влияние на решение инвестора.

Итак, вы решили написать бизнес-план

Фактор 1. Инвесторы ценят свое время

Если для предварительной оценки сути и потенциальных перспектив проекта, бизнес-план необходимо прочитать от начала до конца, то скорее всего таких желающих будет очень мало. Время инвестора стоит денег, а свои деньги инвесторы считают.

В оглавлении бизнес-плана есть введение. Бизнес-план начинается с него, однако пишут введение после того, как бизнес-план уже написан. Введение составляет максимум 2 страницы. В нем кратко изложены суть проекта, обоснование перспектив и основные результаты.

Если информация, изложенная во введении «не зацепила» инвестора, то желания читать дальше у него уже не будет. Прямая дорога для этого документа – в корзину.

Именно поэтому есть такое упражнение «Представление бизнес-плана в лифте»

Фактор 2. Ожидания инвестора

У разных инвесторов могут быть разные ожидания и критерии выбора инвестиционных проектов. Если вы их не знаете, и они не учтены при составлении бизнес-плана, то получите отказ.

В конце концов бизнес-план — продукт, который должен соответствовать ожиданиям/потребностям потенциального покупателя, то есть инвестора.

Фактор 3. Предприниматель имеет общее представление о содержании бизнес-плана и не знает его «на кончиках пальцев»

Такое случается, когда предприниматель заказывает составление бизнес-плана консультантам, надеясь сэкономить свое время. На встрече с инвестором это сразу станет понятно.

Нужно писать бизнес-план самому. Можно привлечь консультантов, однако бизнес-план – это ваш продукт. Они могут помочь структурировать информацию, привести в соответствие с принятыми требованиями, однако продавать свой бизнес-план вам нужно будет самому.

Поэтому доскональное знание своего бизнеса-плана – важное требование!

Фактор 4. Содержание бизнес-плана слабо связано с финансовыми показателями

Бизнес-план всегда про бизнес. Сначала пишут о бизнесе, а потом описывают финансовые и производственные планы, и показатели.

Описание бизнеса включает:

  • Продукт/продукты: названия и характеристики
  • Описание потребностей/проблем, которые эти продукты могут решить
  • Описание целевой аудитории, которую может заинтересовать ваши продукты
  • Описание конкурентов и их преимуществ. При этом не только отраслевых, а и конкурентов на основе продуктов-субститутов
  • Описание функциональных и эмоциональных ценностей/выгод, которые получат клиенты, приобретая и пользуясь вашим продуктом
  • Выделение ваших преимуществ на основе создаваемой ценности
  • Тренды, опираясь на которые можно прогнозировать финансовые результаты
  • Миссия, Видение, стратегические цели

Если содержание сфокусировано на продукте и его производстве и очень мало информации о рынке, клиентах, конкурентах, то финансовые показатели «висят» в воздухе.

Если инвестор «не увидит» сути бизнеса и привлекательности бизнеса, то финансовый план ему уже не нужен.

Фактор 5. Временная стоимость денег

Для любого инвестора важны прибыльность и устойчивость положительного денежного потока. В связи с этим хочу отметить два момента.

Момент 1
Прибыль является расчетным показателем. Для инвестора важно понимать, где она находится: на р/счетном счету компании/проекта, или в товарных запасах, или в дебиторской задолженности или …

Поэтому важен баланс на конец периода, а не только отчет о прибылях и убытках за этот период времени. Дополнительную важную информацию инвестор получает из прогнозного отчета о движении денежных средств.

Момент 2
Чем дальше от старта проекта появляется прибыль, достаточная для развития проекта и распределения, тем важнее становится фактор временной стоимости денег. Существует ряд показателей, которые позволяют соотнести деньги вложенные «сегодня», с деньгами, которые обещают отдать «послезавтра». Если совсем упрощенно, то у инвестора всегда есть варианты вложения своих средств, которые можно ранжировать по соотношению «уровень дохода/риск». Используя метод оценки временной стоимости денег он будет сравнивать имеющиеся варианты размещения свободных средств с предлагаемым вариантом. В финансовом анализе эта процедура называется «дисконтирование денежного потока». В финансовом блоке важно показать прибыль, положительный денежный поток по годам и оценку временной стоимости денег. Другими словами, денежный поток, приведенный к моменту инвестиций в проект.

Фактор 6. Вера предпринимателя в свой проект

Проект может быть хорошо описан и быть привлекательным для вложений. Однако в процессе реализации проекта часто возникают ситуации, которые не были предусмотрены.

То конкурентов недооценили, то поставщики подвели. Может быть много причин, которые будут приводить к отклонениям в реализации проекта.

В связи с этим одним из ключевых критериев, который учитывает инвестор – это вера предпринимателя в свой проект.

Горят ли у него глаза? Почему он решил заняться этим проектом? Есть ли у него команда с такими же горящими глазами?

Также важным критерием уверенности предпринимателя является величина его собственных вложений в проект.

В любом случае составление бизнес-плана это всегда полезное дело, потому что помогает увидеть свой бизнес целостно. Даже если его делать для себя.

Александр Тимошин — Team-партнёр
e-mail: restart@teammotion.ru
тел.: +7 (499) 380-77-67

TeamMotion — Блог компании на vc.ru

Как вывести бизнес в устойчивый рост. Мысли для мыслящих.

Подписаться

Рекомендовано

Назад
Вперед
error: