Лидерство по издержкам — это стратегический подход, при котором компания добивается конкурентного преимущества за счет минимизации затрат. Основная цель заключается в предложении продукции или услуг по более низкой цене, чем у конкурентов, сохраняя при этом приемлемое качество, соответствующее текущим представлениям рынка.
Термин «»лидерство по издержкам»» получил широкое распространение в 1980-х годах благодаря работам Майкла Портера. Он выделил эту стратегию как одну из трех основных, наряду с дифференциацией и фокусировкой. В России концепция начала активно применяться в период экономических реформ 1990-х годов, когда компании искали пути оптимизации в условиях новых рыночных реалий.
Подробное описание лидерства по издержкам включает в себя оптимизацию всех бизнес-процессов: от закупок сырья до производства и дистрибуции. Это требует внедрения передовых технологий, автоматизации и строгого контроля качества на всех этапах. Компании, следуя этой стратегии, стремятся к экономии на масштабе и снижению операционных расходов.
Примеры российских компаний, успешно использующих лидерство по издержкам, включают «Магнит», «Лента», «Пятерочка»
Эти ритейлеры предлагают широкий ассортимент товаров по конкурентоспособным ценам, что достигается за счет эффективного управления цепочками поставок и минимизации затрат на логистику.