Доля рынка — это показатель, отражающий процентное соотношение объема продаж компании к общему объему продаж на конкретном рынке за определенный период.
Этот термин позволяет:
- оценить позицию компании относительно ее конкурентов
- определить уровень ее конкурентоспособности.
- оценить уровень ее известности на рынке
Примеры использования этого показателя можно найти в разных бизнес-публикациях, описывающих ситуации в различных отраслях. Например, в автомобильной промышленности Toyota может иметь долю рынка в 15%, что означает, что 15% всех проданных автомобилей на определенном рынке принадлежит этой компании. В сфере информационных технологий Apple может иметь долю рынка в 20% на рынке смартфонов, что свидетельствует о ее значительном влиянии и популярности среди потребителей. Таким образом, анализ доли рынка позволяет компаниям разрабатывать эффективные маркетинговые стратегии и принимать обоснованные управленческие решения.
Важно.
Существует отраслевое понятие рынка, то есть все компании, которые относятся к данной отрасли.
Доля рынка в этом случае означает долю компании от общего объема продаж отрасли.
Другое понимание рынка включается в себя количество покупателей, имеющих близкие потребности. В этом случае возникают так называемые товары-субституты, которые произведены в другой отрасли, однако удовлетворяют ту же потребности.
Пример.
Потребность. Добраться в Санкт-Петербург. Возможны варианты: поезд, самолет или автомобиль. Однако это разные отрасли, которые способны удовлетворить эту потребность.