Сценарий стратегической сессии

оценок  1
5,00

Автор: Александр Тимошин

В своей текущей деятельности топ-менеджеры периодически сталкиваются с ситуацией, когда «операционная текучка» настолько заполняет их рабочий график, что подумать о долгосрочных задачах некогда.

В такой ситуации используется формат – «стратегическая сессия». Она проводится в отрыве от текущей деятельности. Длительность стратегической сессии, в зависимости от ее целей и задач, составляет от 1-го до 3-х дней.

Стратегические сессии редко проводятся в офисе. Гораздо чаще они проводятся вне офиса, чтобы топ-менеджеры могли полноценно погрузиться в тематику стратсессии.

Одно из обязательных условий успешной стратсессии – подготовленный сценарий.

Ещё по теме

Для чего нужна стратегическая сессия и кому она необходима?

Читать подробнее

Сценарий стратегической сессии

Стратегическую сессию можно представить как процесс.

Основные элементы этого процесса:

  • Вход стратегической сессии
  • Содержание и последовательность действий.
  • Выход стратегической сессии.

Вход стратегической сессии:

  • Участники со своими представлениями на обсуждаемые вопросы
  • Цели и задачи стратегической сессии
  • Требования к месту проведения

Содержание и последовательность действий:

  • Основные блоки стратсессии (темы, которые будут обсуждаться)
  • Формат работы на стратегической сессии
  • Тайминг стратегической сессии

Выход стратегической сессии:

  • Принятые участниками управленческие решения по обсуждаемым вопросам
  • Согласованное представление большинства участников по ситуации в компании и будущим действиям
  • Сформированное ощущение, что они «в одной лодке»

Сценарий необходим для того, чтобы участники «не растекались мыслями по древу», а были сосредоточены на обсуждении конкретных согласованных задачах. Сформированная последовательность основных тем позволит эффективно использовать выделенное для проведения страт сессии время и «выйти» на желаемые результаты.

Виды стратегических сессий

Устоявшейся классификации видов стратегической сессии на рынке пока нет. В целом можно рассматривать следующие варианты.

  1. Стратегическая сессия как проект.
  2. Стратегическая сессия как разовое мероприятие
  3. Стратегическая сессия как мозговой штурм.

Важно
Стратегическая сессия является определенным форматом совместной работы участников (как правило, топ-менеджмента компании). Сам формат работы более-менее на рынке устоялся.

Основные отличия возникают:

  • Цели и задачи
  • Основные темы
  • Количество и состав участников
  • Длительность

Стратегическая сессия как проект

Включает в себя несколько отдельных стратегических сессий, увязанных между собой единой логикой.

Как правило, такой подход используется при:

  • разработке бизнес-стратегии
  • при разработке позиционирования компании
  • формировании новой бизнес-модели

Главный критерий для выбора такого формата.

  • Требуется серьезная аналитическая работа до и во время реализации проекта
  • Желаемые цели невозможно достигнуть в рамках одной стратегической цели.

Стратегическая сессия как разовое мероприятие

Для достижения выбранных целей достаточно 1-го или 2-х дней. Для подготовки к сессии необходим минимум материалов.

Стратегическая сессия как мозговой штурм

Проводится в тех ситуациях, когда нужны новые идеи относительно роста бизнеса, однако топ-руководители не готовы к принятию управленческих решений на самой стратсессии.

Формулирование целей и задач стратегической сессии

Стратегическая сессия потому и называется «стратегическая», что она посвящается поиску, обсуждению и выбору стратегических управленческих решений.

Важный вопрос
Какие темы и вопросы относить к стратегическим вопросам для конкретной компании?

Я думаю, что для каждой компании ответ на этот вопрос будет своим. Например, для компании, которая только-только начала свой путь стратегический период может быть на уровне года.

Для компаний история которой уже 5 лет и более, стратегическим будет период в два-три года.

Как правило, к стратегическим темам/вопросам относят следующие темы:

  • Целеполагание
  • Разработка стратегии
  • Позиционирование
  • Разработка/уточнение бизнес-модели
  • Миссия и ценности
  • Видение и стратегические цели
  • Стратегия маркетинга
  • Разработка бренда компании
  • Разработка HR-бренда компании
  • Корпоративная культура компании
  • Стратегический анализ компании

Формулирование целей и задач на планируемую стратегическую сессию начинается с обсуждения внутри руководителей компании проблем, которые носят значимый характер для компании.

Значимый характер проблемы определяется следующими критериями

  • Количество ресурсов и времени, которые нужно потратить, чтобы реализовать необходимые решения.
  • Степень серьезности существующей ситуации/проблемы для долгосрочного развития компании
  • Наличием противоположных точек зрения на возможные решения этих проблем

Процесс формулирования целей и задач может включать два этапа

Этап 1. Обсуждение целей и задач на планируемую стратегическую сессию в руководстве компании.

Этап 2. Дополнительное обсуждение выбранных целей и задач с бизнес-консультантом, выбранным для проведения стратсессии.

Важно
Выбранные цели и задачи определяют:

  • Содержание
  • Сценарий проведения
  • Состав и количество участников
  • Место и размер помещения
  • Необходимые дополнительные материалы к стартсессии

Необходимо четко отличать формулировки целей от задач:

  • Цели – то, что хотим получить по итогам сессии как Результат.
  • Задачи – то, что будет делать в процессе подготовки и проведении стратсессии.
Ещё по теме

Цели стратегической сессии

Читать подробнее

Примеры целей и задач, рассматриваемые в рамках стратегической сессии

Важно. Выбор целей и задач для проведения стратегической сессии всегда является зоной ответственности первых руководителей компании.

Одна из основных проблем при подготовке и проведении стратсессий.
Размытые формулировки целей для планируемой стратсессии часто приводят к неудовлетворенности участников полученными результатами и мало пользы для стратегического роста компании.

Примеры содержательных целей и задач, которые встречались на практике:

  • Определить цели на следующий год
  • Провести стратегический анализ организации
  • Сформулировать Миссию организации
  • Сформулировать Видение организации
  • Провести экспресс-анализ внутренней среды организации
  • Разработать позиционирование компании

Примеры формулировок задач, связанных с поведением участников во время и после стратсессии:

  • Вовлечь всех участников в обсуждение и выработку решений
  • Сформировать позитивное эмоциональное отношение к результатам стратегической сессии
  • Изменить существующие взгляды на текущую ситуацию, возможные варианты развития бизнеса и взаимодействие участников в процессе работы
  • Выработать новое восприятие своей организации: какая есть сейчас и какой хотим сделать

Главные итоги результативной стратегической сессии:

  • Осознанное понимание существующих проблем и возможных направлений для роста компании
  • Активное вовлечение участников в формулирование проблем, задач и управленческих решений
  • Согласованные управленческие решения
  • Личное положительное отношение к принятым решениям
  • Высокий уровень готовности к внедрению

Этапы создания сценария /маршрута стратегической сессии

Любую стратегическую сессию с момента замысла и до ее завершения можно рассматривать как проект или единичный бизнес-процесс. Иногда процесс подготовки и проведения стратегической сессии называют «маршрут стратегической сессии».

Независимо от выбранного названия суть остается одна. Последовательность этапов/шагов при подготовке стратсессии, которые повысят качество ее проведения и позволят получить желаемые результаты.

Основные этапы проекта/единичного процесса «стратегическая сессия»

  • Формулирование целей и задач для планируемой стратегической сессии.
  • Подготовка технического задания для подбора фасилитатора/бизнес-консультанта
  • Выбор ведущего стратегической сессии.
  • Встреча/серия встреч с руководителями и ГД организации для уточнения целей/задач и содержания стратсессии.
  • Подготовка программы/сценария запланированной стратсессии.
  • Уточнение объема предварительной подготовки материалов для проведения стратегической сессии.
  • Утверждение дат проведения и списка участников. Выбор места проведения.
  • Согласование с ведущим стартсессии размеров помещения, расстановки мебели и необходимость наличия оборудования (компьютер, проектор, флип-чарты и тд)
  • Проведение стратсессии
  • Подведение итогов с ГД итогов стратсессии.
  • При необходимости согласование встречис ГД  после завершения стратсессии для обсуждения процесса внедрения принятых управленческих решений.

Основные модули стратсессии

Укрупненно можно выделить несколько модулей:

  • Организационный модуль (включает в себя всю работу по подготовке стратсессии.
  • Проведение стратсессии по согласованному сценарию
  • Подведение итогов стратсессии.
  • Сопровождение бизнес-консультантомпроцесса внедрения принятых решений (при необходимости)

Инструменты стратегической сессии

В число основных инструментов, которые используются при проведении стратсессий можно включить:

  • Подготовленные заранее материалы и кейсы для разбора участниками сессии
  • Организация групповых обсуждений в малых группах разных тем и вопросов по ходу сессии.
  • Разбор отдельных кейсов.
  • Мозговые штурмы для выработки новых идей.

Определение тайминга стратсессии

Тайминг стратсессии – сценарий стратегической сессии с указанием времени для различных блоков стратсессии, включая кофе-брейки, обед и начало завершение основных блоков и сессии в целом. Заранее определенный тайминг позволяет понять насколько реально проработать все выбранные темы и выйти на обсуждение и выбор управленческих решений.

На определение тайминга влияет несколько факторов:

  • Количество участников
  • Уровень подготовки участников (соответствие обсуждаемым темам)
  • Цели стратсессии
  • Опыт участия в стратсессиях  раньше.
  • Степень расхождения во взглядах участников по обсуждаемым темам
  • Глубина проработки заявленных тем для принятия управленческих решений

Возможные проблемы, которые проявляются, если тайминга не было или он был составлен формально:

  • Недовольство участников  проведением и итогами стратсессии. Например, из-за большого количества тем каждой из них уделялось минимальное время и поэтому были поверхностные обсуждения, которые носили формальный характер.
  • Часть тем не успели рассмотреть.
  • Не все участники смогли высказать свое мнение по обсуждаемым вопросам.
  • Главная проблема: общее ощущение, что деньги и время были потрачены напрасно.

Формирование конечного сценария

Конечный /финальный сценарий проведения стратсессии обязательно должен включать в себя следующие блоки.

  • Цели и задачи стратсессии.
  • Сценарий проведения стратсессии с таймингом.
  • Набор дополнительных материалов (при необходимости)
  • Состав участников.

Важно
Качество подготовки к проведению стратсессии во многом определяет качество ее проведения и достижение желаемых результатов.

оценок  1
5,00

автор

Александр Тимошин — Team-партнёр

Готовлю ТОП-команды для управления ростом бизнеса. Стратсессии


e-mail: restart@teammotion.ru

тел.: +7 (499) 380-77-67

Поделиться

Рекомендовано

Назад
Вперед
error: