На рынке бизнес-консалтинга и бизнес-обучения в последние годы возник активный спрос на формат «стратегическая сессия».
В связи с чем возник такой интерес со стороны топ-менеджмента разных компаний?
Операционные задачи всегда сфокусированы на поддержании текущей деятельности компании. Предпринимаемые усилия быстро отражаются в результатах. Поправки в свои действия можно внести быстро. Многие действия на операционном уровне хорошо отработаны и повторяются раз от разу.
Стратегические задачи требуют серьезных размышлений, принимаемые решения отражаются в результатах компании через многие месяцы, а порой и годы.
Такое соотношение между операционным и стратегическим фокусами, как правило, приводят к тому, что операционная деятельность занимает все время.
Важно.
В условиях постоянных изменений внешней среды потеря стратегического фокуса может привести к тому, что будущее компании будет печальным.
Для выживания в такой внешней среде необходимо постоянно задавать себе вопросы и искать на них ответы.
Например:
- Какие новые возможности и угрозы появились на рынках компании?
- Нужно ли думать о новых направлениях развития бизнеса или сосредоточиться на существующих направлениях?
- Насколько существующие конкурентные отличия позволяют компании выделяться в глазах целевой аудитории?
- Наши клиенты будут хотеть «завтра» того же, что и «сегодня»?
- Считают ли наши клиенты компанию клиентоцентричной?
- И т.д.
Что такое стратегическая сессия
- Формат практической работы топ-менеджмента, который используется для обсуждения стратегических задач и выбора соответствующих управленческих решений.
- Является продолжением работы топ-менеджмента вне офиса над ключевыми задачами бизнеса в отрыве от «операционной текучки» (выход из клетки «срочно и важно»)
Важно.
Вопросы и темы, которые рассматриваются на стратегической сессии, практически всегда, носят стратегический характер для конкретной компании.
Стратегическая сессия, как инструмент совместной работы топ-менеджеров, направлена на:
- Формулирование новых смыслов, которые будут определять деятельность компании в ближайшем будущем (3-5 лет)
- Создание личной приверженности участников принятым управленческим решениям
- Формирование командного подхода в управлении компанией
- Подготовка группы руководителей к переходу в управлении компанией от Взаимодействия к ВзаимоСОдействию
Возможные ситуации в компании, когда нужно проводить стратегическую сессию/серию сессий:
- Получаемые результаты за последние 1-2 года серьезно отличаются от желаемых результатов.
- В топ-команде существуют несколько вариантов стратегического будущего бизнеса и не удается выбрать основной вариант
- Все чаще возникают конфликты с постоянными клиентами. Клиенты начинают голосовать «ногами».
- ТОП-менеджеры в компании работают уже давно и с большим трудом принимают даже мелкие изменения.
- Новые проекты надолго «застревают» на стадии обсуждения.
- Для синхронизации работы функциональных подразделений все чаще требуется вмешательство генерального директора и/или собственника компании.
Цели и задачи стратегической сессии
Важно. Выбор целей и задач для проведения стратегической сессии всегда является зоной ответственности первых руководителей компании.
Хорошая иллюстрация принципиальной важности этого шага иллюстрирует летучая фраза из известного детского мультфильма про капитана Врунгеля.
«Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт» — выражение из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»
Проблема.
Размытые формулировки целей для планируемой стратсессии часто приводят к неудовлетворенности участников полученными результатами и мало пользы для стратегического роста компании.
Примеры целей и задач, которые встречались на практике:
- Определить цели на 2023, или на 2024 год
- Провести стратегический анализ организации
- Сформулировать Миссию организации
Сформулировать Видение организации
Важно.
При формулировании целей и задач для проведения стратегической сессии важно помнить в чем разница между формулировками «цель» и «задача»
Цель – формулировка результата, который нужно получить.
Задача – действия, которые необходимо совершить для достижения желаемого результата.
На примере хочу показать разницу и последствия выбранной формулировки.
Допустим, что руководство решило описать Миссию своей компании.
Как будут выглядеть формулировки цели и задачи в этом случае?
Цель стратсессии.
Принята формулировка Миссии компании.
Задача.
Сформулировать Миссию компании.
Казалось бы, что это буквоедство. Понятно, что руководство хочет сформулировать Миссию, потому что сейчас ее нет.
В случае, если использована формулировка Цели, то по итогам стратсессии она должна быть принята участниками стратсессии.
Если будет использована формулировка задачи, то Миссия будет написана на листе флип-чарта и скорее всего забыта через неделю.
Наиболее часто встречающиеся темы стратегических сессий:
- Определение целей/дерева целей и первоочередных задач компании на год.
- Определение Видения и стратегических целей компании.
- Формулирование идеологии компании (Миссия, Видение и ценности)
- Проведение экспресс-анализа деятельности компании.
- Проведение стратегического анализа деятельности компании.
- Разработка позиционирования компании.
- Разработка стратегии компании.
- Определение конкурентных преимуществ на целевых рынках
Формат стратегической сессии направлен на получение следующих результатов:
- Согласованное принятие управленческих решений по обсуждаемым темам (например, по целям компании, по стратегии развития, по конкурентным преимуществам, по выбору целевых рынков и т.д.)
- Активную вовлеченность всех участников в обсуждение и выработку решений
- Четкое формулирование принятых решений и показателей их реализации
- Сильное позитивное эмоциональное отношение к результатам стратегической сессии
- Формирование умений и навыков командной работы
- Изменение существующих взглядов на текущую ситуацию и возможные варианты развития бизнеса
- Свежий взгляд на существующие проблемы и возможные решения.
- Обновленное восприятие того, что есть и что хотим получить
- Переход от взаимодействия (групповой подход), к взаимосодействию (командный подход)
Главные итоги результативной стратегической сессии:
- Осознанное понимание существующих проблем и возможных направлений для роста компании
- Активное вовлечение участников в формулирование проблем, задач и управленческих решений
- Согласованные управленческие решения
- Личное положительное отношение к принятым решениям
- Высокий уровень готовности к внедрению
Заключение
Важные моменты.
- Стратегическая сессия – формат управленческой командной работы топ-менеджеров по обсуждению и принятию решений в области стратегического развития бизнеса.
- Ключевой результат стратсессии — принятые управленческие решения по обсуждаемым темам/вопросам
- Отличие цели от задачи при подготовке к проведению стратсессии.
а) Цель – что хотим получить по итогам стратсессии?
b) Задача- Что будем делать на стратсессии?